Предлагаем Вашему вниманию видеозапись первого мероприятия проекта "Природа ума". Этот круглый стол стал своего рода "разведкой боем" и продемострировал, с одной стороны, высокий интерес к вопросам изучения сознания, с другой - выявил существующие противоречия.
Будем признательны вам за обратную связь. Каково ваше мнение по вопросам, которые обсуждались здесь.???
Короткий отчет
В Новосибирске состоялась встреча делегации тибетских монахов из буддийского монастыря-университета «Дрепунг Гоманг» (Индия) с учеными и студентами.
Круглый стол «Природа ума. Буддийская философия сознания и современное когнитивное знание» проходил в Академпарке 30 августа 2016 г.
Темами для обсуждения стали: возможность диалога культур, обмен знаниями о феноменологических и естественнонаучных методах изучения сознания, интерпретация знаний тибетской медицины и буддийской философии современной наукой.
К участию были приглашены ученые нейрофизиологи, психологи, философы, культурологи и все интересующиеся вопросами изучения сознания. Слушателями и участниками обсуждения стали более 80 –ти человек.
Введение.
Буддизм - древнейшая система феноменологических методов работы с сознанием, дошедшая до наших дней в практически неизмененном виде. Основой этого мировоззрения является развитая система философских школ, которые в своем фундаментальном подходе не уступают западной философской мысли. В буддизме существуют различные учения, которые описывают принципы устройства мира, природу и методы трансформации ума. Эти философские системы традиционно преподаются в монастырях-университетах, существующих сотни лет. Методология, и принципы изучения природы реальности, которые были разработаны в этих университетах, представляют интерес для современной философии сознания и т.н. когнитивных наук.
Существует определенный интерес и со стороны представителей буддистских школ к современным научным исследованиям. В 70.х годах Его Святейшество Далай-лама XIV инициировал диалог с учеными, который до сих пор проходит в формате конференций "Ум и жизнь". В ходе этих конференций обсуждаются новейшие достижения науки, которые совпадают с буддийской картиной мира.Открытость и направленность на сотрудничество современного буддизма с западной наукой демонстрирует высказывание Е.С. Далай-ламы:"Если научный анализ убедительно продемонстрирует, что некоторые утверждения буддизма являются ложными, то мы должны признать выводы науки и отказаться от этих утверждений ".
Короткое описание обсуждения.
Модератором круглого стола выступил Винник Дмитрий Валерьевич, ведущий научный сотрудник Института философии и права СО РАН, член Союза журналистов России и доктор философских наук.
Заявленными спикерами были:
- Досточтимый Тулку Лобсанг Ярпель Ринпоче, глава делегации монахов Сунжу канцена буддийского монастыря-университета Дрепунг Гоманг (Индия), участников программы «Дни тибетской культуры в Новосибирске»
- Штуден Лев Леонидович, доктор культурологии, профессор кафедры философии Новосибирского университета экономики и управления, а так же культуролог, музыковед, педагог, ученый, писатель-прозаик, публицист, радиодраматург,
- Афтанас Любомир Иванович, д.м.н., профессор, врач-психиатр, врач-психотерапевт, академик РАН, директор НИИФФМ.Последний, увы, не смог присутствовать и современную нейрофизиологию представляла Морозова Наталья Борисовна, к.м.н., старший научный сотрудник НИИФФМ, клинический психолог, зам. Л.И. Афтанаса.
В пять часов началось заседание. Дмитрий Винник произнёс приветственную речь, обозначив основную идею встречи. Досточтимый Тулку Лобсанг Ярпель Ринпоче сделал краткое сообщение об истории Буддизма и его основных идеях.
Наталья Борисовна Морозова рассказала о научном подходе к изучению работы центральных механизмов регуляции и проводимых в 90-х годах исследованиях, доказывающих влияние состояния медитации на общее состояние организма.
Лев Леонидович Штуден выразил мнение, что главная ценность встречи заключается в том, «чтобы попытаться понять стиль мышления, имеющий совершенно другую природу: прийти к пониманию между научной культурной традицией запада и образом мыслей философии востока».
Далее началось обсуждение, затронувшее все аспекты обозначенной темы.Звучали различные, а порой и совершенно противоположные мнения:
«Будда искал методы, которые могли бы помочь живым существам в избавление от страданий» (Досточтимый Тулку Лобсанг Ярпель Ринпоче),
«Страдание — это биологический процесс. Его смысл в обучении. То есть, если мы страдаем, это не просто плохо как таковое, это обратная связь с реальностью» (Юрий, высшее мед. образование, интересующийся вопросами изучения сознания),
«Если человек глубоко начинает разбираться со своими внутренними процессами, он начнёт понимать себя. Если он начинает понимать себя, он начинает понимать других» (Зибенгер Александр, высшее мед. образование, интересующийся мировыми духовными традициями),
«Наблюдение за поведением окружающих и его анализ как раз позволяет лучше понять собственные психические процессы» (Винник Дмитрий Валерьевич, ведущий научный сотрудник Института философии и права СО РАН, член Союза журналистов России и доктор философских наук).
Велись рассуждения о разнице между западным и восточным образами мыслей:«На Западе ищут истину где-то за пределами неба, а на Востоке — в глубине собственного духа. Я не говорю, кто прав, а кто не прав. Но задуматься над этим необходимо. Необходимо потому, что это, в принципе, касается жизни, мирочувствия каждого из здесь присутствующих» (Штуден Лев Леонидович, доктор культурологии, профессор кафедры философии Новосибирского университета экономики и управления).
Были выдвинуты идеи о влияния сознания на реальность:«При изучении ума человека в определённый момент изменяется мышление» (Зибенгер Александр), «Наблюдатель влияет на реальность» (Жарко Анжела, координатор программы «Дни тибетской культуры» в Новосибирске),«Человек влияет на реальность, но всё-таки не непосредственно – в сознании, я имею в виду, – а через действия» (Винник Дмитрий Валерьевич, ведущий научный сотрудник Института философии и права СО РАН, член Союза журналистов России и доктор философских наук),«Мы живём в реальности. Реальность нас формирует» (Морозова Наталья Борисовна, к.м.н., старший научный сотрудник НИИФФМ),«Сознание — это отражение материей самой себя» (Иванников Андрей Валерьевич к.б.н,старший научный сотрудник института цитологии и генетики),
«Сознанию обязательно нужен ум, уму не обязательно нужно сознание. В том отношении, что первичнее, что важнее. Ум — он привязан именно к телесным ощущениям, к тому, как мы воспринимаем предмет, сознание — оно является тонким светом, который перерождается, оставляя это тело» (Досточтимый Тулку Лобсанг Ярпель Ринпоче).
Высказывались предположения о необходимости общности терминологии для диалога и том, что она излишня:«Религия, наука — совершенно разные полярности. Что можно сделать, чтобы сделать первый шаг навстречу друг другу? Какой первый шаг навстречу может быть? Это выработка общей терминологии» (Хосмо Александр, директор Института тибетской астрологии и медицины),«Сотрудничество иногда возможно без взаимопонимания всех особенностей, концептуальных особенностей, двух сторон» (Винник Дмитрий Валерьевич).
Собравшиеся размышляли о возможности разделения теории и практики буддизма:«Есть психотехника, с которой всегда связан буддизм, и есть религия. Религия — это некий способ связи с высшим невидимым, который практикует некая группа людей. Так вот, можно всё-таки использовать технику, буддистскую технику, не будучи связанным с ритуалом» (Штуден Лев Леонидович, доктор культурологии, профессор кафедры философии Новосибирского университета экономики и управления).«Я выскажу точку зрения Далай-ламы. Он говорит, что буддизм — это не просто религия, так же, помимо религии, в буддизме есть наука, так же есть этика или образ жизни. Если вы не верующий и не хотите принимать буддизм как религию, вы можете эту часть отбросить и использовать в жизни либо этические принципы или образ жизни буддиста, либо можете использовать научные изыскания, которые есть в буддизме, или те методы и практики, которые используют буддисты для изменения своего сознания. Все их вы можете использовать, даже ни у кого не спрашивая на то разрешения» (Досточтимый Тулку Лобсанг Ярпель Ринпоче).
Заходила речь о философской составляющей вопроса целостности познания:«Религия и наука — разные способы отражения действительности. Они неразделимы, сплетены между собой» (Мичинаев Виктор, новосибирский философ),«Будда ведь не создавал религии, между прочим. Он был практик» (Штуден Лев Леонидович),«Буддизм — наука об уме» (Досточтимый Тулку Лобсанг Ярпель Ринпоче).
Собравшимися учёными, философами, психологами и просто слушателями был проявлен неподдельный интерес к поднятым темам. И что особенно ценно, возникло понимание, что диалог возможен, так как стороны готовы относиться друг к другу со вниманием и уважением. Научные подходы Востока и Запада существенно отличаются друг о друга, но стремление к взаимопониманию и сотрудничеству, несомненно, может принести плоды.«Наша встреча состоялась. Мы пообщались. Она прошла в обстановке дружественной и стремления к взаимопониманию» (Винник Дмитрий Валерьевич).
Заключение. Это встреча – не попытка объединить («скрестить», как выражались некоторые выступающие) науку и религию, не желание кого-то убедить, перетянуть на свою сторону и т.д. Организаторы мероприятия ясно представляют невозможность или даже вредность такого подхода. Однако, представляется интересным и полезным взглянуть на вопросы изучения сознания с разных сторон, изучить принципиально разные методы. Состоявшийся круглый стол – начало такой работы. В дальнейшем в рамках проекта «Природа ума» планируется проведение различных мероприятий (встреч, лекций, конференций), куда будут приглашаться в качестве экспертов и спикеров ведущие западные и буддийские ученые. И у нас есть все основания надеяться, что это принесет практическую пользу всем сторонам.